Коридорные тесты
на русском · in english

Для чего нужны эти ваши тесты
Так, на этом этапе у вас уже есть прототипы и сформулированные гипотезы. Теперь осталось потрясти этот мешочек и убедиться, что все работает так, как задумывалось. А точнее проверить интерфейс, иконки, подписи, акценты и так далее.
Это просто, расскажу тезисно
Гипотезы у нас уже сформулированы, поэтому просто выписываем их. Формулируем задания для пользователей, обязательно письменно.
Готовим кликабельны прототип, если он нужен. Фиксируем «створы ворот», другими словами конверсионные отметки интерфейса. Например: открытие формы, успешное заполнение, отправка и так далее.
Ищем участников для тестирования. Проводим тестирование и помечаем всё самое важное. Делаем выводы, анализируем их. Иии бинго, 100% процентов вы измените своё отношение к своим идеальным прототипам.
1 шаг. Определить гипотезы
Гипотезы — это предположения, которые мы собираемся проверить в ходе исследования. Её лучше формулировать по шаблону: «Если мы сделаем (сама идея), то он сможет положительно повлиять на (критерий успеха), так как (почему это идея хорошая)».
2 шаг. Выбрать метод тестирования
Все методологии тестирования делятся на немодерируемые и модерируемые по степени самостоятельности выполнения задания респондентами, а также по месту нахождения респондента и интервьюера в момент прохождения тестирования.
Первый клик. Участник исследования переходит по ссылке и получает очень простое задание. Например: «Куда бы вы нажали, чтобы найти информацию о лизинговых программах?», «Выберите лизинг для покупки выбранного автомобиля». Фиксируется только первый клик. Если большинство респондентов нажмут «не туда», это сигнализирует о том, что на экране есть юзабилити-проблемы.
Бок-о-бок. Суть метода заключается в сравнении двух вариантов и выбора одного по принципу лучшей видимости или узнаваемости целевого объекта. Респондентам предлагается сравнить две картинки интерфейса или выбрать в определенный элемент на двух вариантах изображения. Например: «Найдите и выберите способ оплаты A1», «Какой из вариантов баннера более узнаваем для материала “Машины в лизинг на авэ”».
На проходимость. Метод более всего приближен к модерируемому тестированию. Он предполагает присутствие интервьюера рядом с респондентом в момент проведения теста. Мы выбираем конверсионные точки и даём задание респонденту, которое, предположительно, должно его повести по нужному вам пути. В итоге фиксируются факты прохождения точек и делаются пометки о трудностях, возникших у пользователя.
Модерируемое тестирование. При такой проверке пользователь выполняет поставленные задачи в отношении продукта или услуги, в то время как исследователь или модератор наблюдает за ним в режиме реального времени. Каждый из вышеперечисленных методов может быть модерируемым. Достоверность результатов и глубина получаемых инсайтов в ходе такого тестирования считается лучшей, чем при применении методов без модерации.
3 шаг. Выбор респондентов
Для тестировнаия желательны представители целевой аудитории, сталкивающиеся в реальной жизни с задачами, которые описаны в заданиях тестирования. Однако, коридорный тест делает поблажки в этом вопросе, и респондентами могу стать абсолютно все прямые или косвенные пользователи интернета.
От пяти до восьми респондентов достаточно, чтобы выявить самые грубые проблемы интерфейса. Если все респонденты сталкиваются с одной и той же трудностью — это повод остановить тестирование, внести правки в прототип и начать тестирование новой версии.
Если ресурсы и время на работу над сайтом сильно ограничены, руководствуемся принципом: «лучше меньше, чем ничего». Три респондента лучше, чем ни одного. Коридорный тест, не привязанный к целевым респондентам, лучше чем никакого.
4 шаг. Формирование задания
Качество результатов и их объективность напрямую зависит от формулировки вопросов и заданий в тестировании. Чек-лист для формулировки задания:
- Трактуется однозначно.
- Озвучено в полном объёме.
- Релевантно опыту респондента.
- Возможно выполнить без подсказок.
5 шаг. Подготовка прототипа
Тестовый прототип может быть:
- Интерактивный кликабельный прототип.
- Тестовая версия или работающий сайт.
- Просто картинка.
Чек-лист для проверки прототипа:
- Сценарии, заложенные в задании, выполняются.
- Предусмотрены разные варианты выполнения сценария.
- Тексты, цифры и визуальный контент похожи на настоящие.
- Нет ошибок и опечаток в текстах и цифрах.
- Нет подсказок.
- Заложена возможность быстро вернуться к началу сценария.
6 шаг. Процесс тестирования
Правильно проведённое тестирование будет менее стрессовым для респондента, будет более простым в модерировании и, следовательно, даст более релевантные результаты. Проще говоря — заткнись, слушай респондента и не мешай ему ничего не понимать.
Большую часть времени в ходе тестирования говорит респондент. Модератор говорит только в случае крайней необходимости. Любое вмешательство модератора влияет на ход эксперимента и искажает данные.
Если респондент перестал «мыслить вслух» – напомнить ему об этом: «Итак… Так, вы думаете, что... Что вы видите здесь? Скажите мне, что случилось».
Вопросы часто заставляют респондента занимать оборонительную позицию. Можно заменить вопросы побудительными фразами типа: «Расскажите мне немного об этом... Опишите более подробно... Поделитесь своими ощущениями... Давайте поговорим об этом... Помогите мне понять...».
В каких случаях помогать:
- Респондент должен чувствовать, что вы подбадриваете его, а не продукт.
- Если респондент испробовал несколько способов действий и просит о помощи.
- Респондент думает, что задание выполнено, но это не так.
Как это делать:
- Сфокусировать на задании, напомнить цель задания.
- Сделать общий намек: «Вспомните, как вы начали выполнять задание», «Вы уже видели это».
- Сказать прямо, что делать дальше.
Важно зафиксировать моменты, где респондент столкнулся с трудностями. После тестирования задаем респонденту несколько вопросов. Вам необязательно следовать прямым рекомендациям по изменению сайта, которые респондент выскажет в ходе беседы. Выводы и рекомендации обычно делаем из наблюдения за поведением, а не из беседы.
7 шаг. Фиксирование результатов и выводы
Еще на этапе формулирования гипотез рекомендуем создать таблицу, содержащую декомпозированные гипотезы и задания для тестирования с содержанием шагов пользователя или отбитыми конверсионными точками.
После каждой встречи фиксируйте в таблице результат тестирования: подтвердилась ли гипотеза, справился ли респондент с заданием без ошибок. Также вносим туда инсайты и прочие пометки, описывающие поведения пользователя на том или ином шаге задания.
На основе этого документа делаем выводы о подтверждении или неподтверждении гипотез, а также формулируем новые, если это нужно.