Глубинное интервью
на русском · in english
Глубинное интервью — это целенаправленное общение в форме вопросов и ответов, целью которого является получение нужной исследователю информации. Ключевая задача — не просто расспросить, а увидеть мир глазами других и почувствовать то, что чувствуют они. Ниже я расскажу про преимущества и недостатки открытых и закрытых вопросов, про популярные техники, про стадии интервью и решение сложных ситуаций.
Закрытые вопросы
Почти всегда задавать закрытые вопросы — это плохо. Они предполагают бинарный или однозначный ответ: да или нет.
Преимущества:
- позволяют получить конкретную информацию
- подтвердить или опровергнуть гипотезы, проверить, правильно ли вы поняли
- хорошая смена темы
Недостатки:
- получаем мало информации
- нет деталей и подробностей
- можем навязать свое мнение
Открытые вопросы
Эти обычно начинаются со слов: «почему, зачем, как, опишите, расскажите, что вы думаете и прочее».
Преимущества:
- позволяют собеседнику отвечать вне ограничений
- дают собеседнику возможность свободно говорить о своих чувствах и комментировать события
- провоцируют человека на размышления, анализ своих поступков и мыслей, которые ранее, может быть, и не приходили в голову
Недостатки:
- могут спровоцировать длинный сумбурный ответ
- собеседник может увлечься и уйти «не туда»
Грязный приём, как превратить закрытый вопрос в открытый. Закрытый вопрос + «Расскажите...» = Открытый вопрос.
Техника «Пять почему»
Для того, чтобы найти причину поведения, проблемы, несоответствия необходимо последовательно задавать один и тот же вопрос — «Почему?», и искать ответы на этот вопрос. Каждый последующий вопрос задается к ответам на предыдущий вопрос.
Часто повтор одного и того же вопроса вызывает дискомфорт. Как сгладить его:
- Переформулировать, например «Что является причиной?» или «Из-за чего ... происходит?» или «А чего так?».
- Сказать, что будете спрашивать «Почему?», потому что хотите докопаться до первопричины.
Техника «Что? Кто? · Где? Когда? · Как? Почему?»
Техника хорошо работает, если вам нужно понять, кто те люди, что будут пользователями вашего продукта. Выяснить, что они делают, с какими проблемами сталкиваются.
- Что произошло? Что было самое сложное? Что делает человек? Кто ещё вовлечён? Что не устраивает в текущем решении?
Узнать контекст. Где это происходит и когда.
- Где это происходило? Когда это происходило в последний раз?
Как они это делают. Как решают задачи уже. Почему так.
- Как именно это произошло? Почему это было сложно? Как вы справились? Как часто повторяется? Поменялась ли решение проблемы со временем и почему?
Стадия: подготовка
Подготовка заключается в шести шагах:
- Понять цель интервью.
- Сделать кабинетное исследование по теме.
- Составить план: вопросы, ситуации, особенности.
- Сформулировать гипотезы.
- Задуматься, что ещё может пригодиться на интервью.
- Иметь 3 главных вопроса.
Стадия: интервью
Начало
- Расскажите, кто вы и зачем это интервью проводите.
- Обозначьте продолжительность.
- Скажите, что нет неправильных ответов. Вы здесь для того, чтобы узнать реальный опыт человека.
- Первые вопросы стоит делать вводными, чтобы расположить респондента к себе.
Основная часть
- Говорите о жизни собеседника, а не о вашей идее.
- Спрашивайте о конкретных вещах, которые происходили в прошлом, а не о взглядах или мнениях на перспективу.
- Меньше говорите, больше слушайте.
- Используйте техники «Пять почему» и «Что? Кто? · Где? Когда? · Как? Почему?», чтобы копать глубже.
- Проявляйте дружелюбие и интерес. Будьте проще.
- Разговаривайте на одном языке
- Сохраняйте нейтральность вопроса. Не высказывайте своё мнение. Не оценивайте.
- Просите сравнивать.
Окончание
Поблагодарите собеседника. Узнайте, не хочет ли человек что-то добавить или спросить у вас. Спросите контакты других людей, с которыми можно поговорить. Договоритесь о потенциальном продолжении.
Сложные ситуации: молчаливый респондент
Иногда респондент попадается совсем неразговорчивый. Тут следует рассказать о ценности этого разговора. Рассказать, кто вы и зачем это всё сейчас происходит. Так сказать, заинтересовать респондента. Отодвинуть цель в сторону и наладить личный контакт.
Сложные ситуации: неуверенный
Бывает респондент на каждый вопрос даёт размытые ответы. И да и нет, и так и сяк. Возможно, это даже очень хорошо. У респондента может быть разный опыт и тут стоит покапать глубже. Расспросите про каждый вариант в отдельности, почему да, почему нет. Попросите привести примеры всех ситуаций.
Сложные ситуации: говорливый
Респондент после вопроса уходит в сторону и дает совсем бесполезную информацию. Иногда таких даже невозможно остановить, а время интервью тикает. Тут важно умело останавливать респондента. Например, предлагать обсудить это позже. Прерывать нужно тоже аккуратно, старайтесь это делать «на вдохе».