Красивые вещи лучше работают
на русском · in english
Или почему люди иногда выбирают чистый и красивый продукт вместо функционального. Человеческий мозг — сложная штука, миллионы исследователей ищут ответы на вопросы каждый день. Как воспринимает информацию человеческий мозг? Есть ли там какая-то система или формализация? Дон Норман предлагает упрощённую модель, которая мне очень нравится, она состоит из трёх уровней и отвечает на все вопросы.
1. Висцеральный уровень
Этот уровень самый первый, он происходит очень быстро и ПОЛНОСТЬЮ неосознанно. Мы не можем контролировать этот процесс. Нам нравится красота и чистота, нам не нравится что-то грязное и страшное. Это никак не связно с тем, насколько продукт понятен, эффективен или прост. Этот уровень только о привлекательности или отторжении.
2. Поведенческий уровень
Этот уровень в большей степени происходит неосознанно тоже. Главный тезис — мы ожидаем что-то от каждого действия. Информация, которую мы получаем, оценив итоги действия, подтверждает или опровергает наши ожидания, и это выливается в удовлетворения или огорчения.
3. Аналитический уровень
Именно на этом уровне возникает понимание, рассуждения, принятие решений. Это самый долгий этап, он осознанный. И нам кажется, что существует только он. Именно рассуждения на этом уровне заставляют нас рекомендовать продукт, советовать, использовать или избегать.
Итого
Дизайнер должен работать со всеми тремя уровнями. Все они играют важную роль. Когда первый уровень, например, положительный, а на поведенческом мы столкнулись с трудностями, то у нас может сложиться ощущение, что этот продукт хорош собой. И мы можем выбрать его вместо более функционального. Именно поэтому иногда красивые вещи работают лучше, чем функциональные. Но не всегда...