Книга «Спроси маму»
Ключевые навыки
- задавать правильные вопросы,
- избегать информации, которая может ввести в заблуждение,
- отказаться от формализма,
- добиваться обязательств и поступательного движения,
- находить нужных собеседников,
- сегментировать клиентскую базу,
- готовиться и анализировать,
- делать заметки.
Тест для мамы
- Говорите о жизни собеседника, а не о вашей идее.
- Спрашивайте о конкретных вещах.
- Меньше говорите, больше слушайте.
Как вернуть общение в правильное русло
- уклоняться от комплиментов,
- сдерживать болтовню,
- докапываться до сути мнений, идей, запросов и эмоций.
Ошибки и симптомы
- Вы напрашиваетесь на комплименты. «Я подумываю над тем, чтобы начать новый бизнес... Как тебе кажется, это сработает?»
- Раскрываете перед окружающими душу. «Вот тот сверхсекретный проект, из-за которого я ухожу с работы. Что ты думаешь?»
- Действуете напористо и пускаете в дело питч. «Нет же, вы меня не поняли...Верно, но кроме того решается и другая задача!»
- Ведете себя слишком формально. «Прежде всего, позвольте поблагодарить вас за то, что вы согласились на это интервью. Я задам вам всего несколько вопросов, а потом вы сможете вернуться к вашим делам.»
- Мешаете свободному распространению информации. «Клиенты сказали мне именно это!»
- Собираете комплименты, а не факты и обязательства. «Мы получаем множество положительных откликов.»
Процесс: до, во время и после встречи
- Вместе с командой сформулируйте три основные цели сбора информации.
- Если это возможно, продумайте идеальный сценарий последующих шагов и обязательств.
- Подумайте, с кем вам стоит поговорить.
- Попытайтесь предположить, что больше всего заботит ваших будущих собеседников.
- Если этого не было сделано раньше, выберите четкий клиентский сегмент, представителей которого вы сможете найти.
- Проведите «кабинетное исследование» темы.
- Чётко сформулируйте тему.
- Избегайте формализма.
- Задавайте правильные вопросы.
- Уклоняйтесь от комплиментов, сдерживайте болтовню, докопайтесь до сути.
- Делайте заметки.
- Добивайтесь твердых обязательств и фиксируйте очередные шаги.
- Проанализируйте записи с командой.
- Внесите коррективы в концепции и планы.
- Продумайте очередную «большую тройку» вопросов.
Результаты хорошей встречи
- факты, т. е. конкретная информация о том, чем занимаются ваши собеседники и зачем они это делают.
- обязательства, демонстрирующие серьезность намерений клиентов, поскольку они вкладывают что-то, что имеет ценность: время, репутацию или деньги.
- поступательное движение, которое означает, что потенциальные клиенты перешли на очередную ступень воронки продаж и приблизились к покупке.
Признаки того, что вы действуете «для галочки»
- вы говорите больше, чем ваши собеседники,
- они говорят вам комплименты и хвалят вашу идею,
- рассказав им о своей идее, вы не знаете, куда двигаться дальше,
- вы не делаете записи,
- вы не проанализировали записи вместе с командой,
- получив неожиданный ответ вы не пересмотрели свою идею,
- ни один из вопросов, которые вы задали, не приводил вас в ужас,
- вам не до конца понятно, ответ на какой «большой вопрос» вы пытаетесь получить,
- вам до сих пор не ясно, зачем понадобилась встреча.
Признаки того, что вы не добиваетесь твердых обязательств и нет поступательного движения
- множество безрезультатных контактов,
- комплименты в конце встреч-презентаций,
- отсутствие договоренностей о следующих шагах,
- впечатления, что встречи «прошли нормально»,
- отсутствие ценных ресурсов, вкладываемых клиентами.
Как договориться о встрече и организовать её
- Видение: ваша идея, как сделать мир лучше, в двух-трех словах.
- Формирование: где вы находитесь сейчас и к чему стремитесь.
- Слабости: подскажите, какую помощь вам могут оказать.
- Значимость: продемонстрируйте, что такую помощь вам может оказать именно этот человек.
- Просьба: попросите о помощи.
Важный вопрос на этапе подготовки:
- «Что мы хотим у них узнать?»
Чтобы не пропустить новую заметку — подпишитесь на мой канал в Телеграме или RSS.