Позднее Ctrl + ↑

Новый год, план победы, итоги

Ровно год назад я составил План победы на год. Время подвести итоги.

Читал

План я почти выполнил. Почти, но не совсем. Благодаря ему, я понял, что могу прочитать 6...8 книг за год. В 2017 я прочитал 6 книг. Да, это мало. Но я не умею читать книги быстро.

Вот они:

  1. «Облик книги» Яна Чихольда
  2. «Пиши, сокращай» Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой
  3. «Типографика и вёрстка» Артёма Горбунова
  4. «Дизайн — это работа» Майка Монтейро
  5. «Ководство» Артёма Лебедева
  6. «SCRUM» Джеффа Сазерленда. Тут даже конспект написал.
  7. «С помощью дизайна» Ральфа Каплана

Последнюю дочитать не успел, её не считаю:-)

Учил

В 2017 году я пытался поступить в «Школу мобильного дизайна» Яндекса. Сделал тестовое, дошёл до собеседования, но в итоге не поступил. Уже в 2018 напишу заметку про решение тестового задания. Но ничего, ведь я поступил в «Школу дизайнеров» Бюро и успешно закончил первую ступень. В 2018 пойду на вторую.

Две недели назад побывал на лекции у Сергея Стеблины. Осенью был на курсе Игоря Штанга. Это было круто, в блоге есть маленький конспект.

Сделал

В этом году я запустил свой сайт. Попал в продуктовую команду av.by. А ещё выпустил схему метро Минска с Костей и Ильёй. Практики было валом и это радует.

Советую

С планом победы работать и жить стало интереснее. Кстати, я написал заметку, как завести себе такой план. Может вам будет полезно.

⌘ ⌘ ⌘

Остался последний пункт в рубрике «Сделать» — составить план победы на 2018 год. Тем более, у меня есть идея составить два плана. Первый — про дизайн, второй — всякие кайфовости.

Спасибо, что читаете меня в телеграме, пишете комментарии к заметкам. Для меня это важно. С наступающим новым годом, друзья! Я пошел, скоро вернусь.

Чтобы не пропустить новую заметку — подпишитесь на мой канал в Телеграме или RSS.

2017  

Процесс создания схемы Минского метро. Часть 3

Если вы пропустили, вот первая и вторая часть.

Расскажу про процесс работы над схемой в мае и июне. В мае мы наконец-то увидели свет в конце туннеля. Примерно представляли как схема будет выглядеть в итоге. Основные силы кинули на детали и поиск шрифта. В июне мы занимались тюнингом второго уровня. Сделали самую крутую линию, которую строят. Нарисовали новые деревья и собрали крутой указатель станций типа «Компас».

Май

Спустя пару дней я собрал очередную версию схемы и показал её Илье.

Ответ Ильи:

Ой, как резко стало лучше. Прям сильно лучше и чище. Впервые ощущение что «почти готово» :-) Это обычно 50% по времени выходит. Только речку надо светлее. Цвет у зданий слабый. Может его как-то чёрным сделать, а не белым? Может смотреться эффектно.

Кстати, нам надо придумать куда принцессу из Monument Valley засунуть.

Надписи с транслитом перепроверь, всё скачет немного. Остановки сейчас очень приятные в центре, а за его пределами — совсем непохожи. В графике работы надо длинное тире.

Может попробуем такую штуку для веселья? Только точки крупнее. Прямо так, конечно, отстой, но я бы поискал в таком направлении эффект. Хочется не градиент, а что-то более графичное:

Штука для веселья

Насчёт шрифтов:

Шрифт «Дин»
Шрифт «Стем»
Шрифт «Победа»
Шрифт «Формуляр»
Шрифт P22 Underground

В шрифте хотелось как-то отразить Минск. Немного советского союза в современной упаковке. Остановились на шрифте P22 Underground, решили примерить.

Попробовал советы Ильи. Взял цвета линий из Лондонской схемы. Встали вроде круто.

Для новой тени использовал национальный орнамент. Речка осталась только в центре, новый шрифт пока только в заголовке. Плюс поправил мелочи, которые раньше не замечали: подписи, расположение транслита и тире.

Получилась крепкая итерация. Собираю макет и отправляю. Илья отвечает:

Неочевидно, что «Площадь Юбилейная» — конечная станция.

В транслите не надо сокращать Ploshcha. И замените subway на metro.

В подписях линий не хватает слова «линия».

Звезда на «Площади Победы» неприятно касается подписи. Надо чтобы налезало сильнее. И снизу плохо разрывается линия. Возможно, круг надо сделать более прозрачным.

Фиолетовый цвет у вокзала не в тему. Лучше сделать чёрным, но крупнее.

Замечания понятны. Заменили шрифт везде и начали добавлять пиктограммы возле станций. Банкомат, лифт для инвалидов, туалет. Кажется, что это важная информация.

Стало видно, что пиктограммы плохо видны. Узор вокруг центра начинает бесить, убираем его. Чёрные подписи станций давят, нужно заменить на тёмно-синий.

Подписали сколько идти пешком из центра, добавили автовокзал и аэропорт.

Тут я понял, что мне не нравится как выглядит река. Цвет и форма слабые. Ещё нарисовал арены более детально. Костя был занят зданиями в центре, поэтому арены я набросал быстро сам, чтобы были. Переверстал график работы.

К этому времени Костя нарисовал Башни возле вокзала. Вместо одной из статуй принцесса.

Добавили башни, нарисовали новый остров и всякие мелочи.

Комментарии Ильи:

Было круче, когда точечки выходов были без «опасности».

Линии автобусов невидимые, их надо чернее.

«Площадь Ленина» подвинуть правее-выше, чтобы не мешала башням.

Чижовка-арена... Издалека кажется, что это танк.

Кажется, от деревьев падает тень или что-то такое? Она не такая и не туда падает, как у 3д-зданий. Надо подружить.

Остров хочется как-то подписать. А реку как-то с изгибом, картографически.

Замечания понятны, взяли в работу. По дороге у нас с Ильёй возник спор. Мы не могли найти общее решение о направлении теней у зданий и деревьев. Илья предлагал все тени направить вниз. Мы были за тень сбоку, она придавала объёма. Костя на кубе показал пример.

Илья: Справа налево в любом случае странно. Кроме того, можно обмануть: тень отбрасывать вниз, а левые стороны всё равно делать чуток светлее правых.

Мы пошли искать примеры и мерить разные тени на своих зданиях.

Получилось убедить Илью, что тень вниз выглядит не очень. Договорились кидать тень вправо.

Собрали очередную версию. Точки выходов стали ярче. Подписали остров, реку и автовокзал. Убили поезда и убрали неровности в подписях.

Тени поправить не успели :-(

Илья: Кругленькие точечки возле выходов были веселее. Давайте уберем иконки у вокзалов. Они не красивые. И место вокруг «Вокзальной» самое грязное. Надо что-то там сделать. Вокзалы же относятся к одному месту, где «Вокзальная».

Я: Они реально так стоят!

Илья: Может, как-то так надо вообще, чтобы сломать таблицу возникшую:

Я: И вокзал не подписывать?

Илья: Уже написано «Вокзальная», что там подписывать? Можно эту иконку вокзала зелёной сделать. А около станции «Уручье», такой же синий самолёт большой. И под ней просто текстом подписать: «автобус 300Э в аэропорт».

Я: Но станция метро «Вокзальная» левее самого вокзала...

Илья: Хм, а может как-то удастся подпись налево вывернуть?

Я: Там же сразу синяя линия… если только её изгибать или прям на ней подписывать. Давай пока просто подпишем словами, уже чище станет. Потом вернемся к этому вопросу.

Сделали подписи вокзалам и новые тени деревьям. Заменили квадратики на кружки у выходов из станций и в шрифте. Сделали иконки лифта крупнее, нарисовали новую для аэропорта. Нарисовали новые автобусные пути. Собрали черновую версию алфавитного указателя.

Новые тени у зданий :-)

Июнь

Илья:

В алфавитном указателе я бы убрал и отступы, и жирность первых букв. И я хочу чтобы использовались «птички» как в моей Московской схеме 2013 года. А для станций в центре можно использовать такие же кружочки, как обозначения выходов. Хотя... жирность может и выживет, попробуй. Ещё переносить лучше так, чтобы было поровну слов в группе. Нет смысла неделимыми оставлять группы на одну букву. Это же служебная штука, ей пользуется один пассажир из 1000. Она должна смотреться как фон.

Ещё подумай куда можно подписи наших имен вставить.

Что с аренами решили?

Арены решили рисовать объёмными, но после первого выпуска схемы.

Илья:

Указатель пока лайк.

Давайте кинем сейчас все силы на вёрстку названий станций и иконок лифта и туалета. Во-первых, выравнивание по правому краю соседней строки — это чё-то вымученное. Должен быть ясный принцип выравнивания иконок. Во-вторых, непонятно, почему они иногда относятся к русской, иногда к английской надписи.

Бесит уголок возле «Фрунзенской». Там и без плашки нормально всё читается.

У автобусных линий кружочек кажется неоправданным. Можно просто пенёк двойной. В две стороны, как у конечных станций линии метро.

Давайте вернёмся к куску вокруг «Вокзальной». Весь текст про вокзал должен быть под «Вокзальной». Нужна зелёная иконка поезда, как у аэропорта. Очевидно, нужно то место, где зелёная линия гнётся, сдвинуть правее-ниже. Тогда станция из неё будет торчать ближе к тому месту, где вокзал.

Не уверен, что правильно понял, но покажу промежуточное решение.

Есть небольшой нюанс. Сейчас можно попасть на вокзал со станции «Площадь Ленина» не выходя на улицу. А «Вокзальная» находится ниже вокзала и пока не имеет туннеля к нему. И иконка поезда должна быть синяя. Ещё вокзал стоит прямо через дорогу от «Ворот Города». Это всё важно учесть.

Илья:

Я бы всё-таки на вот такую версию посмотрел ещё раз.

И тут у меня появилась идея. На первый взгляд она очевидная, но... Пока зелёная линия строится, «Вокзальную» нужно вообще вынести за центр.

В этот же момент Илья написал:

Надо убрать её вообще за круг, чтобы не казалось, что она подходит для того, чтобы ехать на вокзал.

Давайте как-то покажем, что зелёная линия строится. Может нарисуем её как-то контурно.

Доработал замечания и собрал очередную версию.

Илья:

Есть несколько мыслей про новую ветку. Во-первых, её можно попробовать всю точечками залить, может быть красиво. Во-вторых, я бы ей станции сделал маленького размера. Чтобы не мешались нам пока.

Подписи с нашими именами хочется вертикализировать, уменьшить и поставить справа от круга, прижав к краю формата.

Кажется, мы только что мы придумали самое крутое отображения линий метро, которые строятся. Вот черновик.

Чистовик покажу после того, как расскажу про новые деревья. Да, деревья. Илья предложил их полностью их перерисовать. Сделать их более современно-графичными. Я боролся за деревья до последнего, а сейчас рад, что мы их поменяли. Расскажу немного про процесс их создания.

Илья говорит:

Хочется вдохновиться долиной монументов ещё. У нас клёвые домики и клёвая графика у схемы в целом, а деревья выбиваются из этого. Можно попробовать вообще тупо нарисовать полупрозрачные сферы такие, как будто это шарики воздушные. Вот смотрите:

Мои подходы к деревьям:

Остановились на последнем варианте. Версия с новыми деревьями и зелёной линией:

Илья:

«20 мин от центра · 20 min from the centre». Вместо «·» нужна иконка человечка.

Ещё не очень понятно откуда идёт автобус №1

Линейное расположение деревьев на ул. Карла Маркса и Богдановича бесит.

«Октябрьская» и «Купаловская». Фигово выровнен транслит, хочется левее его. Проверь ещё остальные.

Давайте время в графике работы по-тафтиански напишем. 5:30am to 1:00am.

А что за штука в центре возле Дворца Республики? Прямоугольник на палке.

Костя:

Это экран на площади. Популярное место встреч, местные поймут.

Я набросал несколько вариантов отображения подписей на английском в узких местах.

Ну и конечно же победил первый. Все белорусские надписи должны стоять так, будто английских нет. Уже после этого, английские ставятся в свободное место.

Временно убили лифты и туалеты, но решили, что сделаем ещё подход во второй версии. Ещё подтюнили целую гору не очень важных мелочей :-)

Илья:

Есть опасение, что иконка железнодорожного вокзала похожа на пароход. Хотя графически она нормальная.

Деревья стали крутецкими, на мой взгляд.

Звезду у обелиска на «Площади Победы» хочется крупнее чуток.

К этому времени Костя нарисовал собор Святого Духа. Сделали правки и добавили новое здание на схему. Выставил схему в формат A2, сделал мосты для первой версии. Потом Костя нарисует крутые.

Вот вся работа за два месяца в одной картинке:

Закончился июнь. Про работу в июле и августе я расскажу в четвертой части. Кстати, четвертая часть будет завершающей. Там Костя дорисует основные здания в центре. Я расскажу, как мы верстали заголовок. Ещё про важность герба на схеме и не только. Ну и самая горячая тема — транслитерация. Чтобы не пропустить новую заметку — подпишитесь на мой канал в Телеграме или RSS.

Процесс создания схемы метро Минска: часть 1 · часть 2 · часть 3
Первая версия схемы Минского метро.

2017   схема

Магазин подарков

Недавно наткнулся на магазин подарков в торговом центре. Кажется, это самый бессмысленный магазин в мире.

Что такое подарок? Я пошёл в википедию и вот что там написано:

Пода́рок — вещь, которую даритель по собственному желанию безвозмездно преподносит в полное владение с целью доставить удовольствие, пользу получателю подарка.

Удовольствие или пользу! Подарок уникален для каждого человека. У каждого человека есть свои потребности. Есть магазины дверей, пылесосов, мобильных телефонов и прочего. Каждый из этих магазинов — магазин подарков. Сначала форма, затем функция, а не наоборот.

У Ральфа в книге было написано пару предложений на эту тему:

В прежние времена подарок не считался подарком, пока его не подарили. До этого момента это была полезная вещь с определенной ценностью. Сегодня есть громадное количество товаров, которые были задуманы с единственной целью — чтобы их подарили.

Перед тем, как выбрать подарок, узнайте что принесет пользу или удовольствие человеку. Вещь должна быть полезной. Ну и самое главное — внимание не продаётся в магазинах.

Логотип Чингизу Аллазову

Чингиз Аллазов — боец тайского бокса. 13-кратный Чемпион Мира, 3-кратный Чемпион Европы, 14-кратный Чемпион Республики Беларусь. За 13 лет боец провел более 250 поединков на любительском и профессиональном ринге с 99 % побед.

В 2016 году я сделал логотип для Чингиза:

Идея. Знак состоит из первых букв имени и фамилии бойца. Буква «С» в виде месяца. Сверху восемь звёзд, восемь — счастливое число Чингиза. Думаю, логотип будет здорово смотреться на одежде бойца и его команды.

Фотографии из Инстаграма Чингиза

Чтобы не пропустить новую заметку — подпишитесь на мой канал в Телеграме.

Процесс работы над плакатом Mercedes Benz

На курсе «Типографика и верстка» Игоря Штанга, мы делали разные задания. Одно из них — переверстка плаката на выбор. Там было что-то про очки и про Mercedes. Конечно, я сходу выбрал автомобильную тему. На курсе у нас было всего 50 минут, поэтому ничего вменяемого там не вышло.

Результат за 50 минут

Если честно, то мне левый вариант нравился больше, но преподаватель в него не очень верил. Но я не терял надежды и двигал его, как мог.

После курса я написал письмо Игорю. Предложил доделать макет в свободное время и он согласился. Сходу дал несколько наставлений: Можешь подумать насчет графики: что можно поставить вместо кружков и стрелки? Как связать графику с автомобильной темой плаката?

Тааак... автомобильная тема плаката. Сразу в голову пришли иллюстрации Герда Арнца. Кстати, вместо кружков можно поставить звезду и логотип Mercedes. Звезда — логотип Москвы:)

Арнц в деле

Что-то, кажется, не то... Хотя, идея колес и логотипа мне понравилась. Игорь написал:

  • Давай без рассказов в плакате. Лучше, чтобы картинка оставалась в рамках абстракции. У тебя получается история. Ты нарисовал буквально: «Немецкая машина врывается в Москву». Что написано, то и нарисовано — плохо.
  • Варианты со стрелкой и кружками были хороши. Просто нужно поискать другие формы.

Окей. Я зацепился за логотип и звезду и выдал пару неудачных вариантов.

Логотип Москвы и Логотип Mercedes

Ответ арт-директора:

  • Надо попробовать передать динамику, не рисуя автомобиля. Мерседес на плакате Мерседеса — это самый неинтересный вариант, так каждый может. Или рисуй его условно.
Подборка хороших вариантов от Игоря
  • То есть, задачу можно сформулировать так: какими абстрактными средствами и образами можно показать динамику? Кроме звезд и кружков:) Как можно абстрактно изобразить автомобиль?
  • Нашел несколько плакатов с курса, на которых объекты изображены небуквально:
Баня и камеры. Плакаты с прошедшего курса
  • Подбери образы, а потом подумай, как их можно изобразить.

Звезда... логотип... динамика. У меня появилась идея показать движение звезды Мерседес по кривой. При этом закодировать движение цветом флага Германии. Из истории известно, что три луча мерседеса означают стихии, для которых они делают двигатели: земля, вода, воздух.

Звёзды логотипа Mercedes в движении
  • Вся эта цветная штука не очень дружит с текстом. Я про верхний белый текст и цветную иллюстрацию. Давай вставлять на макет пока что всякие готовые штуки, а не рисовать свои. Так будет быстрее. Например, конфетти с плаката Форда:
Игорь вставил на плакат всякие штуки из других плакатов

Тут я понял, что нужно откатываться до самого первого варианта. Переключаться на вариант со стрелкой. Мне понравился вариант, где много полосок двигаются по окружности. Решил нарисовать что-то похожее...

С полосками по окружности
  • В общем — нормально. Со стрелочкой, правда, мне больше нравился:)
  • Текст внизу скачет. Точки в конце колонок не нужны.
  • Картинка выглядит клипартной. Заголовок где-то посередине. Вертикальный ритм слабый. Ты усилил картинкой линейность, которая была в заголовке. Сейчас похоже на плакат в стиле диско.

Оукеей... Вернулся к стрелке. Поправил текст внизу. Добавил эффект движения буквам и стрелке. Показал сетку Игорю.

Движение стрелки и текста. Сетка
На стене
  • Уменьшай поля по бокам, не двигая элементы. Cтанет лучше. К счастью, мы можем делать, что захотим...
  • Давай, для полной картины, попробуем совместить графику, текст и фотографию. У тебя есть только графика и текст.
  • Например, летит самолетик и отбрасывает тень. Или кусок машины светит фарами на фон. 
Черновые наброски идей

Тут я перепробовал много вариантов... Всё время казалось, что что-то лишнее. Позже заметил, что наш необычный шрифт выполняет роль графики. Сохранить стрелку с фотографией не получилось. Вот пару неудачных попыток:

Неудачные попытки совместить графику и фото
  • А другие машины не пробовал? Кстати, лучше ее на передний фон поставить. Фотка почти всегда главнее.
  • По стилю, кстати, можно дотянуть до ар-деко. Шрифт примерно похож. Такое швейцарское ар-деко.

Пересмотрел разные плакаты в стиле ар-деко. Там часто использовали шум на фото и лёгкие градиенты. Так сложилось, что в это время в Минск приехал Илья Бирман. На живых советах я ему показал плакат. Он дал несколько советов, сказал как можно показать динамику автомобиля. Вот плакат до и после:

До и после

Показал Игорю результат, плакат утвержден. Я очень доволен финальной версией.


Кстати, если у вас есть черный iPhone и Mercedes, на заставке круто смотрится адаптированный вариант плаката. Mercedes не обязательное условие.

Написал конспект по курсу «Типографика и вёрстка» Игоря Штанга.

Чтобы не пропустить новую заметку — подпишитесь на мой канал в Телеграме.

2017   плакат
Ранее Ctrl + ↓