Процесс создания схемы Минского метро. Часть 1

Складывается мнение, что каждый дизайнер должен нарисовать версию схемы метро города, в котором живет. А чем я хуже других...

Начало

Идея нарисовать схему метро Минска пришла мне в голову, когда увидел обновлённую версию от отечественных дизайнеров. Их, в тестовом режиме, повесили на некоторых станциях. Так сложилось, что мы встретились с ней лицом к лицу на платформе станции метро Уручье, рядом с которой я живу. Она выглядит вот так:

Я подумал, что можно сделать её намного проще и информативнее, выкинув лишнее и правильно расставив акценты.

Начал собирать коллекцию хороших схем и наткнулся на клёвые советы Ильи Бирмана. Посмотрел схемы из портфолио, впечатлился. После прочтения описание создания схемы метро Екатеринбурга, я понял, что могу написать Илье письмо, спросить совета. Быстренько набросал тестовую версию на уровне достаточности и отправил письмо. Вот так выглядела первая версия:

А вот так выглядел ответ Ильи:

Я не смог отказаться от сделки, которую предложил Илья:

Eсли хочешь делать вместе схему, чтобы я вникал во всё и давал развёрнутые комментарии, советовал как общаться с городскими властями или с рекламной фирмой, то я хочу быть арт-директором проекта и выпустить его потом на своём сайте (разумеется, будет написано, что дизайнер — ты).

При этом последнее слово в дизайне будет за мной. Я тебя изнасилую замечаниями, заставлю перерисовать по сто раз кучу вещей, попробовать так, сяк и эдак. Мне надо будет, чтобы ты был инициативным и сам тоже приносил сто вариантов, дёргал меня, когда я подолгу не отвечаю. По ходу тебе надо будет сохранять промежуточные состояния и разные поиски, чтобы потом написать рассказ о работе где-то у себя. Говорить о проекте публично до выпуска будет нельзя. Если мы его не доведём до конца, выпускать его без согласования со мной будет тоже нельзя.

Понимаю, что это жёстко, но если ты согласишься, то я буду готов уделять этому время и силы.

Началась продуктивная работа. Куча правок и проб... Я был настолько заряжен идеей, что готов был делать правки сутками, впитывая новые знания. Кстати, я очень плохо знал Иллюстратор и никогда не делал схемы или что-то подобное.

Кусок центра Нью-Йорка

Через неделю Илья предложил рисовать город подробно:

Если в городе всего две линии, надо рисовать остальной город тоже.

Давай какой-то кусок центра покажем прям честно, со всем фаршем, включая дворец советов, или как он там называется, подпишем проспект независимости, парк, чтобы было интересно. А за пределами центра оставим только оставшиеся станции.

Нужно было равномерно залить всю свободную область, использовать её максимально полезно. Идея мне понравилась. Я нарисовал сначала центральные улицы, парки, выходы из метро, реку, железную дорогу и даже трамвайные пути. Потом добавили здания. Кстати, отдельное спасибо Егору Селютину за линейчатые иллюстрации зданий. Спойлер: потом мы решили их убрать и использовать в другом проекте:) Мы дошли до вот такой версии:

Спустя месяц работы интерес начал чуть падать, что-то не получалось, что-то получалось, но не очень. И тут меня очень взбодрила новость от Ильи. Она появилась... ну вот очень вовремя.

Ко мне тут недавно пришёл ещё один дизайнер, который тоже хочет схему минского метро рисовать на тех же условиях. Я, разумеется, не против, но на всякий случай говорю тебе. Вдруг ты так не захочешь. Я предполагаю, что когда у одного из вас начнёт получаться что-то похожее на правду, я попрошу вас объединить усилия и допилить одну крутую схему.

Скажи, если тебе кажется, что тут что-то не так.

Тут меня перевернуло, идейный заряд пополнился снова. Илья предложил показать мою версию другому дизайнеру. Рассказал, что он сможет мне помочь с изометрией в зданиях. Я был только обеими руками за такой союз! Так я познакомился с клёвым дизайнером Костей Евстратенко.

Деревья на схеме берлинского Тиергартена

С Костей мы встретились на следующий день. Пообщались, рассказали о себе, начали писать списком идеи. Сразу раздели зоны ответственности и придумали как будем работать дальше. Костя на себя взял изометрические достопримечательности, а я всё остальное. Ещё мы пришли к выводу, что нужно показать национальную библиотеку, спортивные арены, новую ветку, железнодорожный и авто вокзалы.

Чтобы разобраться ещё лучше в нанесении парков и рек на картах, Костя задал несколько вопросов в рубрику советов Бюро. Через несколько дней Илья дал нам развернутые ответы про реки и парки. Пошла активная совместная разработка, поэтому дальше я разделю заметку по месяцам. Такая навигация поможет ориентироваться в процессе создания.

Февраль

В феврале мы все силы бросили на центр города. Расширили его, добавили зелёную ветку. Составили список улиц, которые в него входят. Я начал перерисовывать линии и станции, выбрал радиус скруглений улиц и линий, предложил Илье несколько вариантов станций в центре:

Костя нарисовал несколько черновиков с разной детализацией, собрали всё в кучу получилось так:

Добавили МКАД, линии и реку за центром. В центре переделали станции, нарисовали заново четыре здания, добавили мост. Подготовил версию на белом фоне и на синем. Выбрали белый, с ним приятнее:

Заворачиваем и отправляем Илье. На следующий день мы получаем развёрнутый ответ. Илье не нравится общая расцветка, здания слишком блестят, тень от острова ужасная.

— Линии стекают прикольно, но по смыслу вообще не то. Люди будут запинаться! Вокзал нужно подписать крупно и железную дорогу понятную сделать.

— На переходе нужен красивый градиент.

— Единственная круглая линия МКАДА выбивается. Плохо. Самолётик очень маленький.

Цветовые схемы для зданий Илья посоветовал подсмотреть в игре «Монумент валли». Там очень много клёвых зданий.

О продолжении я напишу во второй части...

Поделиться
Отправить
Запинить
9 августа   схема
9 комментариев
Дмитрий Московский

Сколько месяцев делали схему? Хотелось всё бросить? :-)

Ваня Звягин

Делали 8 месяцев. Тратили примерно часов 8 в неделю. Бросить не хотелось, но бывали моменты, когда зацикливались на мелочах. Но Илья быстро приводил нас в чувства:)

Стоян Стоянов

На какая програма вьi делали карту? И трехмерние сдания тоже, мне интересно как делали? Трехмерная программа или ето только илюзия такая, спосибо!

Ваня Звягин

Привет, Стоян! Схема и здания рисовались в Иллюстраторе. Использовали изомерию, не использовали другие трёхмерные редакторы:)

Саша Мальцев

Круто! Расскажи о организации макета в следующих частях? Какие объекты объединяйте в слои? Почему их? Какое дополнительное построение делаете?

Ваня Звягин

Спасибо! Хорошо, обязательно расскажем:)

Стоян Стоянов

Спосибо за ответ, надеюс тоже чуть подробнее разкажете про ети обектьi, как создали такую илюзию трехмерности. Изините мой русский =)

Ваня Звягин

Обязательно расскажем!

Kostazzz

Очень интересно.

le

Мнение с темной стороны силы.

В плане графики работа отличная, но есть проблема, которая меня очень смущает.

Ваша схема с подачи Ильи решает проблему навигации в центре.
— Какой выход взять на одной из шести центральных станций?
— Какую станцию выбрать чтобы добраться до Карла Маркса?
Этой идее принесена в жертву почти вся остальная семантика. Можно подумать, что на северо-западе города есть метро, но красная ветка почти точно идет на запад.

Первая схема решает проблему ориентации во всем городе и я бы взял в дорогу именно ее. Она визуально страшноватая и шумная, много непонятных мне моментов, ее сложно читать и ее точно надо перерисовывать, но мои проблемы она бы решила лучше.
— Как мне доехать до аэропорта? Опаздываю, в какой стороне аэропорт вообще, может мне проще такси взять с Усхода, чем ехать на метро?
— Я приехал к друзьям, они в районе Зеленого Луга, как мне от них до центра добраться?
— Я еду в столицу из области на электричке, где я могу пересесть на метро?
— Какие вообще есть виды транспорта в Минске?

В городе где всего пока две ветки и строится третья, метро сложно рассматривать как основу транспортной системы в отрыве от альтернатив. Я бы сделал фокус на том, как эти две ветки связаны с остальной инфраструктурой, а карту центра можно публиковать как комплиментарную в вестибюлях станций в центре, в буклетах и на инфостендах, ровно как и схемы для других ключевых узлов типа вокзалов.

Подписался на комментарии, если они будут.

Ваня Звягин

Я прошу прощения, что не ответил сразу. Отсутствовала возможность...

— В плане графики работа отличная...
Спасибо.

— Какой выход взять на одной из шести центральных станций?
Не понял вопрос, поясните.

— Какую станцию выбрать чтобы добраться до Карла Маркса?
Очевидно, же... Октябрьская, Купаловская, Пл. Ленина. Зависит от направления. Что вас именно смущает?

— Можно подумать, что на северо-западе города есть метро, но красная ветка почти точно идет на запад.
Да, согласен. Но приезжий обычно знает на какую станцию ему надо. Он не ориентируется по сторонам света в метро. Тем более мы явно показываем, что схема за центром не подчиняется карте.

— Как мне доехать до аэропорта? Опаздываю, в какой стороне аэропорт вообще, может мне проще такси взять с Усхода, чем ехать на метро?
— Я приехал к друзьям, они в районе Зеленого Луга, как мне от них до центра добраться?
— Я еду в столицу из области на электричке, где я могу пересесть на метро?
— Какие вообще есть виды транспорта в Минске?
Судя по вопросам вам нужна транспортная схема города, а не схема метро.

— В городе где всего пока две ветки и строится третья, метро сложно рассматривать как основу транспортной системы в отрыве от альтернатив. Я бы сделал фокус на том, как эти две ветки связаны с остальной инфраструктурой, а карту центра можно публиковать как комплиментарную в вестибюлях станций в центре, в буклетах и на инфостендах, ровно как и схемы для других ключевых узлов типа вокзалов.

Да, согласен, всё верно. Мы делали схему для приезжих и туристов. Её можно использовать в метро, в центре, в буклетах. Идея частично подключить транспортную систему у нас была, но развивать мы это будем в последующих версиях. Сходу не понятно как сделать транспортную схему в рамках схемы метро, при этом не потеряв читаемость. Мне кажется, именно в этом проблема действующей схемы. Дизайнер забыл, что проектирует схему метро, получилось сложно.

Спасибо за советы! Это помогает выставить вектор для следующей версии:)

le

TL;DR Я считаю что проблема навигации в центре не ключевая и не надо жертвовать всем ради нее. Ключевая проблема — высокоуровневая навигация во всем городе и связь с альтернативными видами транспорта, чтобы спланировать пересадки. Навигацию в центре, у вокзалов, в местах пересадок можно публиковать как комплиментарную в большéй детализации.

Саша Мальцев

le, в Москве несколько видов схем закрывают потребности. Например вестибюльная очень подробная и включает наземный транспорт, а линейная показывает только станции текущей линии.

le

Саша, все верно.

Ваш комментарий
адрес не будет опубликован

ХТМЛ не работает

Ctrl + Enter
Популярное